Столица Социалистической республики Вьетнам, Ханой — стал первым городом в нашем первом самостоятельном путешествии. До этого мы самостоятельно ездили разве что в Сочи, а за границей бывали в составе обычных пакетных туров в Турцию и Египет. Именно с Ханоя началось наше знакомство с Азией — иногда шокирующей, странной и непривычной.
Почему именно Ханой? Вьетнам нам посоветовали знакомые, напутствовав словами — «Летите, и ничего не бойтесь». Все, что мы знали про эту страну до поездки, было то, что а) когда-то там была война с Америкой и б) там есть красивый залив Халонг. Анжелика мечтала туда попасть, а отправной точкой конечно был Ханой — ближайший к заливу город во Вьетнаме, куда можно прилететь на самолете из Москвы. На этом, собственно, наши «обширные» познания про Вьетнам, вьетнамцев и их культуру заканчивались. Примерно тогда же Аэрофлот устроил распродажу, и мы решили, что сначала купим билеты, а потом будем думать.
На самом деле даже не особо верилось, что мы все же соберемся в такое сложное для нас тогда путешествие, как впрочем не верили в это и многие окружающие нас люди. Особенно когда мы сообщили о планах посетить еще и Камбоджу — более «дикую» страну. -«Куда? Во Вьетнам? Это же дикая страна! Там змеи! Там твари всякие ползучие!». И все в таком духе… Позже мы столкнулись еще с кучей предрассудков и домыслов, но об этом напишу в отдельном посте.
Мы прилетели в Ханой в конце марта. У нас еще лежал снег, а здесь — хоть и пасмурно, но тепло, и влажно. Немного даже накрапывал дождик, и в воздухе висел странный, незнакомый аромат. Пахло сыростью, но запах был не затхлый, скорее влажный, немного сладковатый, то ли фруктовый, то ли цветочный и с легкой примесью гари. Позже, мы про этот запах, который теперь стойко ассоциируется с Северным Вьетнамом, придумали легенду, что наверное где-то сгорел завод по производству ароматических палочек. Может и правда сгорел, кто знает?
На выходе из аэропорта довольно легко нашли встречающего от отеля, который посадил нас в такси. Начитавшись всяких страшных историй в интернете про разводил-таксистов с перепугу сажусь на переднее сиденье, рядом с водителем, контролировать, типа, ситуацию. Мало ли, не туда уедет.
Выезжаем из аэропорта, и тут нас накрывает. Десятки, нет, сотни мотобайков со всех сторон, вперемешку с автомобилями и автобусами. Едут друг на друга, практически в притирку при этом оглушительно сигналя друг другу. Ханойский траффик — отдельная песня, и вскоре нам предстояло познакомится с ним плотнее…
Вдоль дороги — рисовые поля, пальмы. «Наверное банановые» — думаю я, но точно не уверен. А еще — серые, непропорционально вытянутые строения, которых по мере приближения к городу становится все больше. Интересно, что у многих зданий украшен лишь фасад, а боковые стены оставлены как есть — серого бетонного цвета. По одиночке такие дома смотрятся странно, но в городе они сливаются в одно сплошное здание-стену.
Таксист не обманул, денег не взял (у нас был заказан отдельный трансфер), и мы в отеле — одном из узких (метров 10-15 в ширину) и высоких (кажется, в 8 этажей) здании. Несмотря на ранний приезд, заселились мгновенно. Небольшая комната — современный телевизор, двуспальная кровать, вентилятор, кондиционер, письменный стол… Даже ноутбук с подключенным Интернетом, не говоря уж о wi-fi. Один минус, наш просчет — в комнате нет окна. Совсем. Только вентиляционная отдушина. Сперва немного расстроились, как же так недосмотрели, а потом, выключили свет, и то ли от усталости, то ли от эмоций провалились в сон. Уже потом мы поняли, что во Вьетнаме комната без окна часто бывает скорее плюсом, чем минусом — в них обычно гораздо тише, и можно лучше выспаться. А кондей он везде кондей…
Проснулись часа в 3 под мерное гудение вентилятора. Немного отдохнув, выбрались на улицу — осмотреться по окрестностям и купить тур в залив Халонг, пока тут еще все не закрылось. В Старом Квартале турагентств, продающих экскурсии по Вьетнаму — как грязи, но мы их чего-то сначала не замечали. Потом освоились, зашли в пару-тройку, узнать, что по ценам. Потом, уже обогащенные исходными данными, засели в одном из агентств разговаривать уже предметно. Беседовали с местной девушкой минут 40. И так, и эдак, и мы уже уходили «думать», и боссу она звонила… В итоге сторговались на 350 USD за трехдневный тур (3д/2н) в Халонг на хорошей джонке, с питанием, и каютой люкс. Можно было и дешевле, но не «люкс» :)
На том и порешили, оплатили часть стоимости, забрали фотоаппарат из отеля, и пошли гулять вокруг озера Хоан Кьем, пока не стемнело.
Озеро Хоан Кьем (Озеро Возвращенного Меча). Плетеные сферы — основа для бумажных китайских фонариков, оставшихся после какого то праздника.
Посреди озера есть 2 островка — северный и южный. На южном находится Черепашья башня, один из символов Ханоя.
Северный, более крупный остров, соединен с берегом мостом Тхе Хук (Thê Húc), в переводе это «Мост утреннего солнечного света», или «Мост утренней зари», как-то так.
Туристов довольно много, впрочем как и местных жителей — на острове находится Храм Нефритовой Горы (Ngoc Son Temple). Вход платный, но стоимость символическая — для не-вьетнамцев 20000 VND (около 1 USD) с человека, дети — бесплатно.
Слева при входе на территорию храма местные жители делают духам денежные подношения. Выглядит это так — подходит группа вьетнамцев, достает из сумки пачку денег (в основном местных донгов, хотя мы видели и долларовые купюры), и сжигают их по несколько штук в ритуальной печи. Конечно большинство бумажек это не настоящие деньги, но в конечном итоге все зависит от того, насколько важна такая жертва.
Храм Нефритовой Горы посвящен конфуцианским и даосским философам, и вьетнамскому национальному герою — Чан Хынг Дао. На фото — вероятно статуя Вэньчана — китайского божества литературы, культ которого распространен во Вьетнаме.
Зеленый демон
А еще на территории храма есть небольшой парк…
… и небольшая композиция — миниатюра с фонтанчиком. Всё по фэншую.
Коротенькое видео без монтажа и комментариев — просто на память.
К слову, так как Озеро — одна из самых основных и популярных достопримечательностей Старого Квартала Ханоя, как и у местных жителей так и у туристов, здесь процветают мошенники, и карманники. С одним из видов развода на деньги столкнулись и мы.
К нам подошла женщина без возраста, как и многие вьетнамки, и представилась сотрудницой Международного Красного Креста. Говорит, собирает пожертвования на что-то там, и в доказательство протягивает толстую тетрадку, в каждой строке которой написано имя, страна происхождения, сумма пожертвования и подпись. Ну ладно, думаю, дам ей 5 баксов. А она тычет в тетрадку, мало типа, там все суммы — 20-25$. Добавил еще 5, написал в тетради 10 долларов, и она ушла недовольная… Через пару минут еще такой же товарищ появился. Говорю, не, хорош, no money, он и отчалил. Ну да бог с ними, будем считать что заплатил за обучение.
Для того, что бы перейти дорогу во Вьетнаме, требуется некоторое время на привыкание. Первое время довольно страшно — водители байков, машин и автобусов не станут останавливаться ради какого-то пешехода. Главное правило — идти медленно, и смотреть прямо в лицо несущейся на тебя опасности, т.е. в глаза водителям. Они должны четко понимать твои действия, а ты — его. Тогда все будет хорошо, поток мотобайков просто обтечет тебя, как камень посреди ручья. И ни в коем случае не стоит совершать резких движений — переходить медленно, но уверенно. Но это в теории классно, на практике — траффик в Ханое… да, он вселяет ужас :)
Рядом с озером Хоан Кьем есть другой, совсем небольшой храм, посвященный одной из самой известных исторических личностей страны — императору Ле Лою. В отличие от мегапопулярного и шумного Храма Нефритовой Горы, это тихий оазис — людей очень мало, экскурсии сюда не водят, и вообще очень приятное место.
Стелла Короля Ле и храмовый дворик в лучах заходящего солнца
Вход в храм охраняют улыбчивые коты.
Жаль, что фотография не может передать аромат благовоний…
Мы жили в Старом Квартале, на улице Хан Хань (Hàng Hành).
Несмотря на количество припаркованных мотобайков траффик через Хан Хань в основном пешеходный, не так слышно постоянное круглосуточное бибиканье транспорта. Правда тихой её тоже назвать нельзя из-за бара по соседству, но и он к полуночи замолкал.
Женщина — продавец сладостей. Жаль, к тому моменту все мелкие деньги были потрачены..
А на следующий день мы уже отправились в круиз по заливу Халонг.